Набор продуктов для приготовления десяти блинов продолжает дешеветь. Сравнительно с прошлой неделей, показатель упал на 0,38% и составил 76,76 рубля, гласит «блиндекс» aif.ru. При этом общая инфляция составила 0,04%.
Из семи позиций, необходимых для приготовления блинов, за прошедшую неделю подешевели шесть. Исключение составило молоко. Его цена выросла, но незначительно — всего на три копейки. Наибольшее падение демонстрирует сливочное масло — с 1212,85 до 1209,31 рубля, а также уже традиционно яйца — с 93,18 до 91,5 рубля.
Существенный вклад в этот процесс вносит тот факт, что абсолютно все продукты, использующиеся в приготовлении блинов (яйца, молоко, масло сливочное, масло подсолнечное, мука, сахар и соль), входят в перечень так называемых социально значимых товаров.
«Это значит, что, если цены на такие продукты поднимутся больше чем на 10% (за исключением сезонного фактора) в течение 60 календарных дней подряд, государство вправе заморозить их на определенном уровне, — пояснила доцент Базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Плеханова Светлана Ильяшенко. — Государство просит (а иногда и обязывает) как производителей, так и ретейлеров, работать с минимальной маржой на этих позициях. Помимо перечисленного, в список соцтоваров включены говядина, свинина и баранина, куры, рыба, чай, хлеб, рис, пшено, гречка, вермишель, картофель, капуста, лук, морковь, яблоки».
Но это не значит, что нахождение на социальных полках каким-то образом сказывается на качестве этих продуктов. Оно не должно быть ниже установленных обязательных требований, добавила Ильяшенко. Это не продукция «второго сорта» на полках. Но и список этот не «волшебный» — розничные цены на товары снижаются за счет других факторов. Например, часто это позиции в самой простой и экономичной упаковке.

«По данным Росстата, средние потребительские цены, например, на яйца с начала года снизились более чем на 21,2%, с 118,33 до 91,5 рубля за десяток, — отметила она. — В среднем яйца дешевеют на 2% в неделю. Появление доступных „социальных“ яиц по 30-40 рублей категорий С1, С2 заставляет значительную часть населения, особенно чувствительную к цене, переключаться на этот товар. Спрос на яйца категорий С0 и СВ в более высоком ценовом сегменте снижается, что подталкивает ретейлеров запускать скидки и акции еще и на них».
Таким образом, цена на «социальные» яйца становится мощным психологическим и экономическим «якорем» — покупатели начинают воспринимать цену выше 45-50 рублей за десяток как завышенную, что дополнительно давит на рынок.
«Это и вынуждает и производителей искать пути снижения издержек (оптимизация кормов, логистики, упрощение упаковки), чтобы сохранить долю рынка, и ретейлеров удерживать цены, — уточнила экономист. — Так что в целом при отсутствии внешних шоков (рост цен на зерно и комбикорма, энергоресурсы, ветпрепараты и т. д.) краткосрочный прогноз по ценам умеренно-оптимистичный. Высока вероятность того, что средняя цена на яйца летом 2025 года останется на пониженном, по сравнению с началом этого года, уровне или продолжит умеренное снижение в пределах 5%. Осенью возможен незначительный рост (на 3-7%) из-за сезонного увеличения спроса, но соцпрограмма не даст ценам вернуться к прежним высоким уровням».