Вот почему не стоит доверять ChatGPT при ремонте и обслуживании автомобиля (и не только)

Минимальное чтение

Я спросил у ChatGPT, как чинить машину — и пожалел.

Вы ведь не стали бы спрашивать у нейросети, как делать операцию на сердце, правда? Так почему вы доверяете ей манипуляции на двигателе или спрашиваете совета, как правильно отремонтировать АКПП, сделать большое ТО и покрасить крыло автомобиля?

ИИ до сих пор не может справиться ни с проверкой орфографии, ни с автозаказами в «МакАвто»*, а люди продолжают просить у него инструкции по ремонту машин. Вы не поверите, но даже американская биржа Nasdaq рекомендует использовать искусственный интеллект для обслуживания и ремонта авто.

Я решил проверить сам — и посмотреть, насколько хороши (или плохи) автомобильные советы от ChatGPT. Молодое поколение людей, возможно, удивит результат, а может и даже разочарует.

*Для справки: Гигант фастфуда, компания McDonald’s протестировала технологию ИИ-автокасс в 100 ресторанах. Итог: эксперимент провалился.

Для начала — пара каверзных вопросов

«Как заменить жидкость в поворотниках?» — спросил я.

Ответ был: «В поворотниках (указателях поворота) нет жидкости — это распространённая шутка или „троллинг“ в автомобильной среде. Фраза „заменить жидкость в поворотниках“ используется как ироничный способ подколоть неопытных водителей или новичков: мол, есть такая жидкость, которую надо менять, как моторное масло или тормозную жидкость».

Вот почему не стоит доверять ChatGPT при ремонте и обслуживании автомобиля (и не только)

 1GAI

ChatGPT также выдал общие советы по диагностике неполадок в электрике.

Попробуем ещё. В 2022 году в западном интернете завирусилась история о том, как ChatGPT выдал подробную инструкцию по замене охлаждающей жидкости в Volkswagen Beetle 1961 года. Проблема в том, что у него воздушное охлаждение — никакого антифриза там нет. Я задал аналогичный вопрос, но уже про Volkswagen Super Beetle 1974 года.

ChatGPT ответил: «Хитрый вопрос — отличный вопрос с подвохом! Вы не замените охлаждающую жидкость в Volkswagen Super Beetle 1974 года… потому что её там просто нет!».

Ладно, ИИ-машина поймала меня. Уловка не сработала. Это вроде бы мелочь, но далеко не всегда нейросеть справляется даже с такими очевидными ловушками.

Например, на вопрос про замену охлаждающей жидкости в ЗАЗ-968 «Запорожец» 1985 года (такую машину водил мой дед) ИИ ответил так: «Замена охлаждающей жидкости в ЗАЗ-968 — это несложная процедура, которую можно провести самостоятельно, если соблюдать порядок действий. У этой машины заднемоторная компоновка и необычное расположение радиатора (в передней части авто), поэтому есть особенности».

Вот почему не стоит доверять ChatGPT при ремонте и обслуживании автомобиля (и не только)

 1GAI

Но это ещё не всё. Перейдём к настоящим вопросам.

Помоги мне запустить двигатель

Я начал с простого: «Как прикурить машину с севшим аккумулятором?»

ChatGPT решил, что я собираюсь использовать другой автомобиль и провода, а не пусковое устройство. Учитывая формулировку вопроса, это логично. Инструкция получилась вполне рабочая. В том числе ИИ посоветовал после запуска поездить 15–30 минут, чтобы подзарядить аккумулятор. Эксперты рекомендуют проехать не меньше 30 минут по трассе, так что ответ бота почти совпал с советами бывалых автолюбителей.

Затем я уточнил промт, указав, что хотел бы запустить мотор с использованием пускового устройства — ChatGPT выдал подробную пошаговую инструкцию, а также предложил ещё больше деталей, если я сообщу модель бустера. И действительно — нейросеть описала функцию «ускоренного запуска» авто почти в точности как в инструкции к моему девайсу.

Скорее всего, он просто нашёл инфу в Сети или пересказал её с сайта производителя — ChatGPT работает как «копирайтер», который никогда не устаёт и готов писать тексты круглосуточно (это настоящая машина для плагиата).

А, что если нужен новый аккумулятор?

Я задал вопрос: «Как заменить аккумулятор в Chrysler Sebring 2005 года?».

Мой вопрос опять оказался с подвохом, поскольку аккумулятор у этой модели находится не под капотом, а за левым передним колесом. ChatGPT ответил правильно — даже указал, что нужно поддомкратить машину и снять колесо, а также ослабить гайки до подъёма.

Но вот дальше всё пошло не так, как хотелось бы — «Снимите несколько пластиковых клипс или винтов, которые держат защиту».

Клипсы или винты? Что это?! Сколько их? Где именно они находятся? Как именно их отщёлкнуть/открутить? Чем конкретнее вопрос — тем туманнее были ответы.

Вот почему не стоит доверять ChatGPT при ремонте и обслуживании автомобиля (и не только)

 1GAI

Для более детального анализа ответов нейросети про замену батареи я задал вопрос про другую машину: «Как заменить аккумулятор в BMW X5 E53 3.0 бензин?».

И с этим промтом ИИ справился неплохо, указав, «что аккумулятор у кроссовера находится в багажнике, справа, под крышкой (в нише рядом с домкратом)». Но при запросах рассказать о более детальной процедуре замены батареи, с просьбой уточнить, как и где что откручивать, как именно снимать клеммы ИИ снова начал выдавать расплывчатые ответы, которые больше были похожи на тавтологию, чем на полезную информацию.

Вот почему не стоит доверять ChatGPT при ремонте и обслуживании автомобиля (и не только)

Shutterstock / Shutterstock

Не лезь в двигатель с такими советами

Я решил пойти глубже — в прямом смысле — и спросил: «Как заменить гидрокомпенсаторы в Jeep Cherokee 1988 года с 4,0-литровым рядным двигателем?». Такой же вопрос можно задать и про пикап Jeep Comanche, где устанавливали такие же моторы.

Ответ был: «Нужно снять клапанную крышку, штанги и впускной/выпускной коллекторы. Головку блока снимать не надо, если компенсатор не заклинило».

Но и заводское руководство по обслуживанию, и мануал от Haynes с этим не согласны. Они пишут, что головку снимать обязательно — иначе до гидрокомпенсаторов не добраться. В отличие от 2,5-литрового двигателя, где это возможно, в 4,0-х литровом агрегате отверстия меньше, и деталь просто не пройдёт.

Я нашёл в сети фото, видео и инструкции — и всё это подтвердилось. Тогда я напрямую задал вопрос: «Можно ли заменить гидрокомпенсаторы в четырёхлитровом двигателе Jeep Comanche/Cherokee без снятия головки?»

Ответ ChatGPT: «Да, вы вполне можете заменить их без снятия головки блока».

Мораль проста: не доверяйте ChatGPT слепо

Даже генеральный директор OpenAI, Сэм Альтман, признал это. Газета Times of India недавно процитировала его слова, сказанные в подкасте OpenAI: «У людей слишком высокая степень доверия к ChatGPT, что забавно, ведь ИИ часто галлюцинирует (Прим. автора: выдумывает). Это та технология, которой как раз не стоит сильно доверять».

Если даже сам создатель просит не доверять ChatGPT — то уж точно не стоит рисковать своим автомобилем.

Обложка: 1GAI

Поделитесь этой статьей
Комментариев нет