Район Останкино окружает большое количество легенд и городских мифов. Но каждая история, так или иначе, возвращается к одному и тому же человеку — старухе по имени Агафья. Кто она такая и как связана с районом Останкино — в материале aif.ru.
Гиблое место
Оказавшись в Останкинском районе столицы, сложно поверить, что здесь когда-то были многочисленные кладбища. Прогуливаясь по ВДНХ и Ботаническому саду Академии наук, думаешь об окружающей со всех сторон красоте, а совсем не о древних костях, которые могут покоиться под мостовой.
Скелетов, как полагают местные жители, в округе должно быть много: по поверью, еще в древние времена свой последний приют в этих краях находили ведуны, колдуны, оборотни и ведьмы.
Относили их сюда специально, чтобы погибший, якшавшийся с темными силами, не тревожил покой других усопших. Такая тенденция сохранилась и позже, здесь оставляли тела не только чернокнижников, но и самоубийц.
«Точных доказательств существования захоронений нет, — отметила историк Любовь Степанова. — До XVII века данных по району Останкино мало, а ближайший домонгольский могильник расположен в Лосином острове. В Останкине есть церковь XVII века, может, конечно, там и было более раннее село, но это лишь предположение».
Достоверно известно, что в XVII веке здесь находилось протестантское кладбище, а в XVIII сюда переехал столичный морг. Возможно, что произошла простая путаница: подмосковное село, рядом с которым археологи обнаружили следы древнего поселения и две группы курганов, носит то же название — Останкино.
Но как тогда объяснить многочисленные истории о черной старухе, являвшейся людям не протяжении нескольких веков?
Вестница бед
По легенде, Агафья жила на территории современного Останкинского района еще в XIII веке: горбатая старуха, слывшая в народе ведуньей и знахаркой, была похоронена за пределами кладбища. Место завалили камнями, забыв о нем.
Впервые дух погибшей ведьмы явился в 1558 году боярину Алексею Сотину. Он отдал приказ вспахать пустующее поле, где сейчас красуется Останкинский дворец, чтобы его засеять. После этого его и навестила Агафья. Горбунья предупредила боярина, что того ждет великое несчастье, если он не отступится от своего замысла. Сотин лишь рассмеялся и послал старуху прочь. Спустя три дня после начала работ Алексей был казнен по личному приказу Ивана Грозного.
Имение отошло в руки немцу-опричнику Орну, который и был отправлен государем за боярином. Освоившись на новой земле, опричник начал вести разгульную жизнь, пьянство стало нормой для бывшего дома Алексея Сотина. Пришедшая к Орну старуха, одетая в черные одежды, предупредила его о том, что такая жизнь закончится худо, но он не послушал предостережения. Вместо этого, узнав от местных крестьян о многочисленных захоронениях в округе, опричник начал разрывать могилы в поисках драгоценностей, которые могли там лежать. Агафья пришла к нему во второй раз.
«Остановись, твое поведение навлечет проклятие на весь твой род», — сказала она немцу.
Конечно, предупреждения призрака в очередной раз прошли мимо ушей алчного опричника. По одной из версий легенды, Орн, разочарованный результатами своих поисков, напал на обоз иностранных купцов, которые ехали в Москву к Ивану Грозному.
Перебив торговцев, немец утопил их тела в болоте, присвоив дары для царя себе. Самодержец, прознав об этом, немедленно отправил людей за зарвавшимся слугой, но тот уже бежал на болота, услышав о гневе Ивана Васильевича. Сумел ли он оттуда выбраться, или нет — загадка.
Визиты во дворец
Долгое время черная старуха никак себя не проявляла: лишь в середине XVIII века, когда Петр Шереметьев взял в жены Варвару Черкасскую, получив в приданное Останкино, начинается новая глава мистической истории.
Император Павел I, тесно друживший с сыном Петра Шереметьева, Николаем, навещал усадьбу в дни своей коронации. Оступившись на ступенях уже построенного дворца, Павел чуть было не потерял равновесие, но его подхватила за руку горбатая старуха.
Стража, не поняв, откуда взялась эта женщина, уже собралась оттащить ее от императора, но тот остановил их. Агафья поведала Павлу, что через четыре года, месяц и день он умрет от руки близкого родственника. Слова произвели на новоявленного императора такое впечатление, что все свое правление он страдал болезненной подозрительностью. И не зря — его сын был среди убийц, проникнувших в Михайловский замок в роковую для Павла I ночь.
В 1856 году Агафья навестила и Александра II, прибывшего в Останкинский дворец. Старуха предрекла, что император «дойдет до величин небывалых, пять раз за ним будут приходить, а умрет он на шестой раз в красных сапогах». Предсказание сбылось: первые пять попыток убить Александра не увенчались успехом, а шестая стала фатальной. Когда под карету бросили бомбу, взрыв задел лишь лошадь и кучера. Император не остался сидеть в безопасности и вышел на улицу, где его настиг второй снаряд, разорвавшийся у него под ногами.
Что именно имела в виду Агафья, говоря о «красных сапогах», предположить сложно — быть может, речь шла об окровавленных ногах самодержца, посеченных осколками. Или это лишь символ — такой же, каким были красные чулки Семеновского и 81-го Апшеронского полков, выданные им за то, что они «продолжали сражаться по колено в крови».
Трагические роли
Не избежали встреч с таинственной горбуньей и крепостные актрисы, служившие в театре Останкинского имения при жизни Николая Шереметьева.
По легенде, самой известной девушкой, встретившейся с Агафьей, стала возлюбленная Николая Петровича, Прасковья Ковалева-Жемчугова. Столкнувшись в одном из коридоров со старухой, беременная девушка получила зловещее предупреждение: «Где две покойницы, там и третьей быть…». Прасковья как раз репетировала роли Офелии и Клеопатры. Не отказавшись от них, она скоропостижно скончалась через три недели после рождения сына. Ее гибель стала лишь началом несчастий, которые преследовали девушек в театре.
Одна за другой, лучшие актрисы совершали самоубийства в близлежащем Останкинском пруду — сегодня блестящая на солнце водная гладь ничем не выдает следов трагедий, которые происходили на его берегах.
Мистическая натура Останкина коснулась и знаменитой телебашни, которую видно даже из других районов столицы. По слухам, за несколько дней до штурма телебашни в 1993 году на проходную явилась старуха, которая лишь процедила прежде чем уйти, что воздух «кровью пахнет». Трагедия унесла жизни 150 человек.
Являлась таинственная Агафья и накануне пожара в 2000 году: ведьму видели в одном из помещений малого здания телецентра АСК-3 — именно ег 59b о, к слову, брали штурмом во время путча. На этот раз старуха заявляла очевидцам, что чувствует витавший запах дыма и гари.
Несмотря на то, что с того момента никто больше не встречал согбенной фигуры старушки в черном, здание АСК-3 до сих пор пользуется дурной славой у работников «Останкино». В его коридорах легко могут заплутать даже старожилы телецентра, люди часто жалуются на мигрени, то и дело происходят случаи самовозгорания.
По слухам, самые суеверные сотрудники оставляют в неприметных местах рюмку водки. И кто знает, может, лишь благодаря этому подношению Агафья перестала являться местным.
Больше на Онлайн журнал sololaki
Subscribe to get the latest posts sent to your email.