Возвращение имени. Как путевой дворец в Твери вновь стал Императорским

Минимальное чтение

Императорский дворец в Твери в советское время называли ошибочно «путевым» — поскольку в России в XVIII веке существовала традиция остановок членов царской фамилии при путешествиях из Петербурга в Москву в небольших, специально подготовленных зданиях — путевых дворцах. После революции 1917 года Дворец был одним из главных зданий в городе, здесь располагался облисполком, поэтому именовать его Екатерининским или Императорским не могли по идеологическим соображениям.

Осенью 1941 года Тверь (которая тогда называлась Калинином) была захвачена фашистами. Здание Дворца серьёзно пострадало. Тем не менее, ещё до окончания войны Дворец, считавшийся важным зданием, был частично восстановлен.

А приступить к организованной эвакуации художественных ценностей работники галереи так и не успели.

Следующая капитальная реставрация Дворца началась только в 2012 году. Сегодня в здании расположена Тверская областная картинная галерея, которая является одним из старейших музеев России.

Парадная лестница Тверского императорского дворца. Фото из проекта «Наше наследие. Сохраненное и возрожденное». Фото: АиФ/ Амэ И.

О том, что пришлось пережить Дворцу во время оккупации, как удалось провести первую реставрацию ещё во время войны и почему так важно сохранять культурное наследие, нам рассказала директор Тверской картинной галереи Татьяна Савватеевна Куюкина.

Директор Тверской картинной галереи (залинковать https://gallery.tverreg.ru/) Татьяна Савватеевна Куюкина. Фото в рамках интервью для проекта «Наше наследие. Сохраненное и возрожденное» https://nasledie.aif.ru/
Директор Тверской областной картинной галереи Татьяна Савватеевна Куюкина. Фото в рамках интервью для проекта «Наше наследие. Сохраненное и возрожденное». Фото: АиФ/ Амэ И.

Растащили картины по квартирам

— Татьяна Савватеевна, насколько велик был ущерб, который нанесла война Тверскому дворцу и музею?

— Художественная коллекция находилась во Дворце с конца XIX века, однако при этом с тридцатых годов XX столетия, когда была создана Калининская область. Дворец функционировал как административное здание — здесь расположился Калининский облисполком. И конечно, это повлияло на судьбу Дворца. Немцы, зная, где находятся основные органы Советской власти, активно пытались бомбить здание. Вся земля вокруг Дворца была изрыта воронками, а в северо-западный угол попали снаряды, и он выгорел.

Здание облисполкома (б. Путевой дворец). Боковой павильон после разрушения. Фото из проекта «Наше наследие. Сохраненное и возрожденное» https://nasledie.aif.ru/
Здание облисполкома (б. Путевой дворец). Боковой павильон после разрушения. Фото из проекта «Наше наследие. Сохраненное и возрожденное». Фото: Тверская областная картинная галерея. Автор: Н. Виноградов

Потом, во время оккупации города в октябре 1941 года, немцы расположили здесь свой штаб. Коллекция галереи пострадала, но не значительно, поскольку находилась в других зданиях города. А приступить к организованной эвакуации художественных ценностей работники галереи так и не успели. Оккупация продлилась целых два месяца, город находился вблизи от линии фронта, и немцам было не до целенаправленного ограбления. Они едва успевали хоронить своих солдат и офицеров, превратив площадь перед Дворцом и соседние улицы в военное кладбище.

Кладбище фашистов перед зданием облисполкома (б. Путевой дворец). Фото из проекта «Наше наследие. Сохраненное и возрожденное» https://nasledie.aif.ru/
Кладбище фашистов перед зданием облисполкома (б. Путевой дворец). Фото из проекта «Наше наследие. Сохраненное и возрожденное». Фото: Тверская областная картинная галерея

Однако, часть коллекции всё-таки пропала. Как мы сейчас знаем из архивных документов, часть художественных произведений была изъята врагами и передана на квартиры, которые занимали немецкие офицеры. Часть из этих экспонатов потом была возвращена владельцами тех квартир, где эти оккупанты стояли, а около 200 экспонатов так и числятся пропавшими во время Великой Отечественной войны.

Первая реставрация началась почти сразу после освобождения города, ещё в 1942 году.

Сохранились и воспоминания сотрудников музея (кто-то вернулся после освобождения, а кто-то не успел эвакуироваться и переживал оккупацию в городе), что после отступления немцев здание Дворца сильно пострадало, а его внутренне убранство было полностью утрачено. Кроме того, оккупанты подожгли дворец при отступлении.

Две реставрации

— Как шло восстановление здания после войны?

— Отмечу, что первая реставрация началась почти сразу после освобождения города, ещё в 1942 году. Да даже еще в декабре 1941 года, сразу после разбора завалов. Тогда же началось и изучение доступных архивов, и проектная подготовка к плановой реставрации Дворца. Хотя продолжались боевые действия, и исход войны был еще далек, работы уже начались. И это при том, что согласно правительственному постановлению Калинин был включён в список 15 древнерусских городов, которые особенно сильно пострадали в ходе войны. И первая реставрация дворца закончилась к 1946 году. То есть всего через год после войны. Мы можем представить себе, в каких условиях это делалось. Ведь все мужчины были на фронте.

Общим мнением специалистов стало решение восстановить это здание на период 60-х годов XIX века, то есть на время царствования Александра II.

Все ресурсы и строительные тоже отправлялись на фронт. И вот в таких жесточайших условиях происходил этот акт возрождения страны. Для себя я объясняю эту ситуацию тем, что людям после пережитых испытаний хотелось как можно быстрее восстановить признаки мирной жизни. И это совершенно удивительная история, показывающая силу духа и жителей Калинина, и реставраторов, и музейщиков. Другое дело, что нехватка архивных знаний диктовала определённую приблизительность реставрации.

Восстановление здания облисполкома в городе Калинине (бывший Императорский дворец, архитектор Казаков). Фото из проекта «Наше наследие. Сохраненное и возрожденное» https://nasledie.aif.ru/
Восстановление здания облисполкома в городе Калинине (бывший Императорский дворец, архитектор Казаков). Фото из проекта «Наше наследие. Сохраненное и возрожденное». Фото: Российский государственный архив кинофотофонодокументов

— Современная реставрация, которая началась в 2012 году, в отличие от той военной, была уже научной. Какой облик дворца взяли за основу?

— Конечно, в наше время, когда мы приступали к работам, у нас была возможность спокойно подготовиться, поработать в архивах. У нас в распоряжении была и историческая справка, которую подготовил известный историк архитектуры, тверской уроженец Сергей Борисович Горбатенко. Он много работал с памятниками архитектуры в Санкт-Петербурге и подготовил нам справку, основываясь на данных, найденных в архивах Москвы, Твери, Петербурга и даже Стокгольма. И когда появилась возможность начать новую реставрацию, то именно этот многостраничный труд, с сотнями фотографий, лёг в основу проекта. Общим мнением специалистов стало решение восстановить это здание на период 60-х годов XIX века, то есть на время царствования Александра II. Кстати, я сама внутренне очень сопротивлялась этому решению. Мне хотелось, конечно, восстановить этот дворец таким, каким он был в начале XIX века, когда его облик определялся Карлом Росси. Но, к сожалению, осталось мало проектных материалов, на которые мы могли опираться. А вот уже после «резановского» периода 60-х годов сохранилось очень много фотографий, очень много описей, вплоть до того, какая обстановка была в залах, какого цвета были шторы, какая была дворцовая мебель в помещениях. Сохранились даже фотографии людей в этих интерьерах.

Фото из проекта «Наше наследие. Сохраненное и возрожденное» https://nasledie.aif.ru/ . Узнать больше об истории Тверского императорского дворца по ссылке https://nasledie.aif.ru/TVER_IMPERIAL_TRAVEL_PALACE/History/
Фото из проекта «Наше наследие. Сохраненное и возрожденное». Узнать больше об истории Тверского императорского дворца по ссылке.

Изучая документы, мы поняли и предназначение многих помещений, которое к нашему времени было забыто. То есть архивного материала оказалось очень много. И сейчас я совсем не жалею, что мы выбрали именно этот период. Потому что если бы взяли время Карла Росси, то неизбежно что-то пришлось додумывать и делать по аналогии, а так мы максимально представили дворец таким, каким он был более полутора веков назад. Были исправлены и понятные недочёты военной реставрации. Так, во время войны очень пострадал, например, вестибюль, первое помещение, которое видят наши посетители. Сейчас здесь стоят 6 цельно гранитных колонн, камни для которых привезены с того месторождения, откуда были взяты и камни в XIX веке. А во время послевоенной реставрации две колонны, наиболее пострадавшие от взрыва снаряда, не удалось восстановить, и поэтому сделали их имитации из искусственного гранита.

И вообще, реставрация, знаете ли, удивительная вещь — когда в 2012 году сняли штукатурку во Дворце и уже завезли новые кирпичи, то оказалось, что некоторые старинные кирпичи в стенах местами помечены тем же клеймом, каким и новые кирпичи сделанные в Новгородской области. Вот что происходит, когда реставратор не додумывает, а делает бережно, максимально повторяя того мастера, которого реставрирует. А одним из достижений реставрации я считаю — световой фонарь на центральной лестнице.

Световой фонарь на центральной лестнице Тверского императорского дворца (залинковать https://nasledie.aif.ru/TVER_IMPERIAL_TRAVEL_PALACE/tour/ ) Фото из проекта «Наше наследие. Сохраненное и возрожденное» https://nasledie.aif.ru/
Световой фонарь на центральной лестнице Тверского императорского дворца. Фото из проекта «Наше наследие. Сохраненное и возрожденное».

В старинных хрониках эта лестница всегда описывается как удивительная, с лёгким шагом, как бы взбегающая вверх сама по себе и непонятно на что опирающаяся. Этот эффект создавался обилием света с разных сторон. И для нас было принципиально добиться воссоздания этого самого 1e73 верхнего света над лестницей. Многие пугали — зимой будет снег и неизбежны протекания. Пока, слава Богу, этого не случилось. Конструкция выдержала даже очень большие снегопады прошлого года. И эта лестница по-прежнему полна света и солнечных лучей (посмотреть на лестницу и увидеть объёмы проделанной работы в галерее по ссылке).

Новое старое имя

— Но ведь важно было не просто восстановить здание….

— Для нас было очень важно параллельно физическому возрождению Дворца восстановить его подлинное имя — Тверской императорский дворец. Этим мы и сейчас продолжаем заниматься. Потому что при советской власти сами слова «Тверской» и «Императорский» были выведены из обихода и многие десятилетия люди называли его просто «путевым» дворцом. Но Дворец не был лишь местом остановки членов императорской семьи на несколько дней, в дороге между Москвой и Петербургом. Это не только здание, это целый ансамбль.

Работа музейщиков помогает дворцам и вообще старым зданиям обрести теплоту и естественность.

В самом дворце уже при Екатерине II, например, был тронный зал. В начале XIX века дворце была библиотека. Когда здесь поселились принц Георгий Ольденбургский (ставший губернатором Новгородской, Тверской и Ярославской губерний, министром путей сообщения России) и Великая княгиня Екатерина Павловна — дворец стал одним из центров светской жизни меж двух столиц Москвы и Санкт-Петербурга.

— Скажите, почему было важно, чтобы музейщики работали в плотном взаимодействии с реставраторами?

— Музейщики, особенно те, которые какое-то время проработали или прожили в том или ином здании, его знают гораздо больше, чем люди, которые приходят делать проект. Проектировщики и реставраторы замеряют что-то, они понимают, какие нужны материалы и прочее. А мы знаем, как и почему где-то скрипят половицы, в какой комнате холоднее, где теплее. Понимаем, какими маршрутами удобнее ходить по Дворцу. Поэтому я думаю, что работа музейщиков помогает старым дворцам и вообще старым зданиям обрести теплоту и естественность.

Подробнее о возрождении Тверского императорского дворца на сайте проекта «Наше наследие. Сохраненное и возрожденное» (залинковать https://nasledie.aif.ru/TVER_IMPERIAL_TRAVEL_PALACE/Revival/ )
Подробнее о возрождении Тверского императорского дворца на сайте проекта «Наше наследие. Сохраненное и возрожденное».

— Какое значение имела реставрация дворца для жителей Твери?

— Кроме реставрации самого здания были проведены и большие работы по благоустройству всей территории вокруг здания. Дворец грамотно подсветили. И он стал и днём, и ночью работать на облик города. И я думаю, что для людей, живущих в Твери, это добавило чувство гордости за свой город, за тех мастеров, которые строили когда-то этот дворец. Поэтому возвращение нашего наследия, происходящее благодаря реставрационным работам (которые проводятся сейчас во многих городах и продолжаются в том числе в Твери), безусловно, важно. Это не просто сохранение памяти и истории. Реставрация добавляет радости и благополучия и в наш сегодняшний день.

«АиФ» предлагает совершить 3D-тур по Тверскому императорскому дворцу 

Напомним, что в год 80-летия Победы ИД «Аргументы и факты» при поддержке
Президентского фонда культурных инициатив начал реализацию проекта «Наше
наследие: сохранённое и возрождённое», который посвящён трагической и
героической истории дворцовых комплексов России.

В проекте представлены истории создания и возрождения 8 дворцово-парковых ансамблей в том числе Тверского императорского дворца, интерактивные карты, 3D-туры, фото, галереи и архивные материалы о восстановлении дворцов.

Поделитесь этой статьей
Комментариев нет