На 81-м году жизни скончалась актриса театра и кино, народная артистка России Наталья Тенякова. Об это сообщает МХТ имени Чехова, в котором Тенякова проработала почти сорок лет. «Потеря фундаментальная, подкашивающая», — сказано в сообщении театра.
Причина смерти Теняковой не называется. О дате прощания будет объявлено дополнительно.
Наталью Тенякову многие воспринимали как жену блистательного актера Сергея Юрского, но она была вполне самостоятельной актрисой, с собственным стилем, под который подстраивались многие её коллеги — сначала в Ленинграде, потом в Москве. Правда, считалось, что «играть, как Тенякова» практически невозможно — в МХТ отмечают, что эта игра была сродни «природному явлению», на которое можно ориентироваться, к которому можно стремиться, но не повторить.
Тенякова родилась в Ленинграде 3 июля 1944 года — через несколько месяцев после того, как с города была снята страшная блокада. Родители к театру отношения не имели, а отец и вовсе настаивал на том, чтобы дочь стала педагогом — и когда узнал, что она поступила «на актрису», очень рассердился. Впрочем, конфликт был улажен после визита руководителя её курса — актера Бориса Зона, воспитавшего целую плеяду советских артистов. Так что Тенякова спокойно окончила институт театра, музыки и кинематографии и была принята в ленинградский «Ленком».
Правда, долго она там не проработала. В 1967 году худрук Большого драматического театра (БДТ) Георгий Товстоногов позвал молодую актрису в свою труппу, и это приглашение определило всю её дальнейшую жизнь — и театральную, и личную.
Тенякова тогда уже была семейным человеком — её мужем стал сокурсник по институту Лев Додин. Но ещё во время учебы ей выпало играть вместе с Юрским — они вместе участвовали в съемках телеспектакля «Большая кошачья сказка» по Чапеку. Юрский в те годы уже был звездой — правда, больше театральной, он блистал на сцене БДТ; в кино всё было сложнее — «Человека ниоткуда» Эльдара Рязанова едва не запретили с соответствующими оргвыводами (но всё обошлось), только вышел фильм Михаила Швейцера «Время, вперед!», а до Остапа Бендера и «Золотого теленка» оставалось несколько лет. Но Тенякова влюбилась — и не смогла врать и юлить. Она призналась супругу, что любит другого, и, хотя тот высмеял её увлеченность звездой — мол, простая театральная причуда, — подала на развод. Ну а потом последовало приглашение в БДТ, где она оказалась рядом с объектом своего обожания.
Конечно, всё произошло не сразу. Юрский тогда был в гражданском браке с ещё одной актрисой того же театра Зинаидой Шарко, потребовалось время, чтобы всё устроилось. Поженились они с Теняковой в 1970-м, через три года у них родилась дочь Дарья, Юрскому наконец дали прославиться и на киноэкране — и казалось, что всё хорошо.

Но сам актер считался в Ленинграде чуть ли не диссидентом; кроме того, у него были и режиссерские амбиции, которые не очень нравились Товстоногову. И в конце 1970-х ситуация накалилась до предела — Юрскому пришлось уйти из БДТ и задумать о переезде в Москву. Тенякову уговаривали остаться — она была одной из основных актрис труппы, играла главные роли в самых знаковых спектаклях… Но она снова выбрала Юрского — даже сменила фамилию и стала по паспорту Натальей Юрской. И уехала вслед за мужем в Москву, где их принял театр имени Моссовета.

Там же, в Москве, случилась в жизни Теняковой-Юрской и главная роль в кино. Она и до этого иногда снималась, но в основном на телевидении, где участвовала во многих телеспектаклях — та «Большая кошачья сказка» была первой, но далеко не последней её работой такого плана. А тут Владимир Меньшов, уже получивший «Оскар» за «Москва слезам не верит», предложил ей сыграть одного из основных персонажей своей новой картины. Правда, была тонкость — 38-летняя Тенякова должна была играть 65-летнюю бабу Шуру. Но роль мужа этой «бабы», дяди Мити, получил Юрский — и она отважилась на этот эксперимент. Кстати, любопытно, что она была на 10 лет моложе Нины Дорошиной, игравшей Надежду. Впрочем, и Юрский, и Тенякова со своей задачей справились на «отлично» — но Меньшов другого и не ожидал.
Вообще московская часть жизни четы Юрских проходила относительно спокойно. Правда, в конце 1980-х Тенякова решилась уйти — не от мужа, но из театра, в котором он работал. Она приняла приглашение Олега Ефремова и стала актрисой МХТ имени Чехова. Но продолжала играть в спектаклях, которые ставил Юрский, участвовала во всех его проектах — и вместе они преодолели буквально всё, что подкидывала жизнь.
Юрского не стало в 2019-м; Тенякова пережила его на шесть лет. «Наталья Максимовна вновь ушла вслед за Сергеем Юрьевичем. И снова всё изменилось, теперь уже непоправимо…», — подводит грустный итог МХТ. Но это правда — она всегда следовала за Юрским, любила его и долго прожить без него не смогла.