Вытянутая в ширину экспериментальная сцена Театра Российской Армии кажется пустой. На заднике — портреты Ленина, Сталина и Михаила Калинина — тогдашнего номинального главы советского государства. Слева — вычурный столик и буфет с посудой, символы роскоши; справа — простой письменный стол. По центру — несколько низких табуретов и школьная доска, они изображают класс, в котором занимаются ученики 9 «Б» класса, знакомые многим по повести Бориса Васильева «Завтра была война».
Учеников немного, но глаза всё равно разбегаются, не помогает даже знакомство, которое устраивает зрителям Саша Стамескин (Александр Макаров). Но вскоре всё становится на свои места — и уже невозможно спутать вечно куда-то спешащую и эмоциональную Зину Коваленко (Екатерина Лютова) и принципиальную Искру Полякову (Екатерина Шарыкина). Искра и становится главной героиней этого знакомого сюжета. Она подружится с дочкой директора завода Викой Люберецкой (Ксения Франк), узнает стихи Есенина и вкус шоколадных конфет, будет распевать «Орлёнка» под подбадривание нового директора школы (Юрий Сазонов), спорить с Люберецким (Алексей Захаров), своей матерью (Анна Киреева) и завучем Валентиной Андроновной по прозвищу Валендра (Наталия Курсевич)… Потом 9 «Б» ждёт трагедия, а ещё через несколько месяцев — война, с которой не вернутся многие ученики класса, в том числе и Искра.
Перестроечный хит
Одним из заметных событий горбачевской перестройки — наряду с программой «Взгляд» и публикациями журнала «Огонёк» — стал фильм молодого режиссёра Юрия Кары «Завтра была война», экранизация небольшой повести яркого представителя «лейтенантской прозы» Бориса Васильева. Сама повесть отгремела чуть раньше — её напечатали в 1984-м, в июньском номере «Юности», который на протяжении многих месяцев передавали из рук в руки и зачитывали буквально до дыр.
Тема книги Васильева была не новой, хотя вслух её поднимали лишь изредка. Сталинские репрессии разоблачили ещё в 1956-м, после XXII съезда КПСС самого Сталина вынесли из Мавзолея, в 1962-м вышел рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в 1976-м — повесть Юрия Трифонова «Дом на набережной». Что-то, разумеется, не печатали — последующие произведения того же Солженицына, «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова (изданы в 1987-м). Да и свою повесть Васильев, по некоторым данным, написал в начале 1970-х и лишь через много лет вытащил из ящика стола.
На популярность повести тогда сработало сразу два фактора. Васильева хорошо знали как автора книги «А зори здесь тихие…», по которой был снят пронзительный фильм Станислава Ростоцкого. Кроме того, в самом названии — «Завтра была война» — была заложена очевидная для старшего поколения полемика с картиной 1938 года «Если завтра война», которую с разгромным счётом выигрывал Васильев. Ну а дальнейшую судьбу повести предопределило то, что она словно задумывалась как материал для спектаклей с участием молодых актёров.
Это было до Кары
Первая постановка состоялась уже в 1985-м — в театре Маяковского был показан спектакль Андрея Гончарова с участием Андрея Болтнева, Татьяны Васильевой и совсем молодого, только пришедшего в театр после ГИТИСа Романа Мадянова. Собственно, большинство последующих театральных работ по повести Васильева опиралось именно на этот вариант, с минимумом декораций и упором на актёрскую игру. Многое оттуда почерпнул Юрий Кара, который делал свой фильм кусками, в три приема — сначала как курсовую и дипломную работу, с досъемками на «Мосфильме».
Но у Кары было преимущество перед театрами — на роли взрослых он пригласил очень известных на тот момент актёров. Сергей Никоненко сыграл директора школы Николая Григорьевича, Нина Русланова — товарища Полякову, мать Искры, Вера Алентова — завуча Валендру, а Владимир Заманский — товарища Люберецкого. Там же свою первую роль — Зины — сыграла студентка ВГИКа Наталья Негода, через год после дебюта блеснувшая в «Маленькой Вере».
«Из какой среды выросли герои»
Других экранизаций повести так и не случилось, а вот спектакли по ней ставятся регулярно в театрах по всей стране. В Москве в этом сезоне, например, можно посмотреть две версии «Завтра была война»; кроме Театра Армии спектакль по повести Васильева можно увидеть в театре имени Пушкина в постановке Владимира Кеммельмана.
Режиссёров, возможно, подкупает лёгкость постановки, для которой не нужны тяжеловесные декорации — достаточно хорошей игры актёров. Возможно, свою роль играет некая однозначность литературного первоисточника — сложно как-то трактовать судьбу ребят, которые проявили себя по-разному в первом столкновении со взрослым миром, но через несколько месяцев приняли на себя все тяготы войны и не только выстояли, но и победили.
Впрочем, именно взрослые роли в адаптациях повести Васильева вызывают меньше всего нареканий — они очень чёткие, все эти персонажи внятно проговаривают свои позиции, которые их то объединяют, то разъединяют. Со школьниками сложнее — им нужно не только показать ту драму, которая составляет сюжет повести, но и за отведённое на спектакль время вызвать к себе сочувствие зрителя.
Правда, режиссёр Ирина Керученко (у неё это первая работа в Театре Российской Армии) призналась, что добивалась от них «героизма».
«Тема нашего спектакля — это героизм, — сказала она журналистам. — Мы хотели показать, из какой среды выросли герои, которых во время Великой Отечественной войны было просто невероятное количество. Именно этим мы и занимались с артистами во время репетиций».
В целом у неё и у артистов это получилось — Керученко поставила, а актёры сыграли самых обычных людей, которые в трудное время превращаются в героев и совершают подвиги.
Больше на Онлайн журнал sololaki
Subscribe to get the latest posts sent to your email.