Два романа Ильи Ильфа о великом комбинаторе Остапе Бендере были опубликованы в 1928 и 1931 годах, но до кинематографа они добирались почти 40 лет — за это время они даже под запрет попадали, хотя позже любые ограничения были сняты. С конца 1960-х книги эти экранизировались не раз, Бендера играли самые разные актёры — и в СССР, и за рубежом, но единственным каноном стал внешний вид этого обаятельного жулика, который чтил Уголовный кодекс. Другое дело — его характер, который в каждом фильме показывался по-разному. И зрители до сих пор спорят, кто же был лучшим Бендером — точного ответа на этот вопрос нет, хотя в финальной тройке явно только советские актёры.
Сергей Юрский — «Золотой телёнок», 1968
Самый первый фильм про Бендера, который поставил Михаил Швейцер — режиссёр, до той поры ничего сатирического или юмористического не снимавший. На главную роль Швейцер взял актёра ленинградского БДТ Сергея Юрского, у которого с кино были сложные отношения — «Человек ниоткуда» Эльдара Рязанова, где он играл Чудака, попал под разгромную критику советских идеологов. Впрочем, Швейцер знал Юрского по совместной работе над картиной «Время, вперёд!», а незадолго до «Золотого телёнка» актёр исполнил главную «взрослую» роль в фильме «Республика ШКИД». Сам Юрский своего Бендера как-то особо не выделял, да и зрители хоть и считают его исполнение этой роли выдающимся, но другие Бендеры им нравятся больше.
Фрэнк Ланджелла — «12 стульев», 1970

Это американская комедия, которая оказалась не слишком удачной. Начинающий на тот момент режиссёр Мел Брукс, получивший различные призы за свою дебютный фильм «Продюсеры», решил замахнуться на советскую классику — и прогадал. Критики, правда, картину похвалили, но в прокате у неё была незавидная судьба. Для сыгравшего Бендера молодого актёра Фрэнк Ланджеллы эта роль прорывной не стала — в дальнейшем у него были более заметные работы вроде Дракулы в фильме ужасов 1979 года или Никсона в драме Рона Ховарда «Фрост против Никсона».
Арчил Гомиашвили — «12 стульев», 1971

Для Гомиашвили это была роль всей жизни — грузинский актёр давно играл Великого Комбинатора на театральной сцене в моноспектакле (поставленном для него Юрием Любимовым), так что приглашение в фильм Леонида Гайдая оказалось очень кстати. Уже много позже Гомиашвили стал предпринимателем и на заработанные деньги создал клуб «Золотой Остап». (
Андрей Миронов — «12 стульев», 1976

Миронов пробовался и к Гайдаю — тот вообще пересмотрел всех советских актёров подходящего возраста, — но не подошёл. А вот в телефильм Марка Захарова, где Бендер должен был быть музыкальным и пластичным, Миронов вписался идеально. И, кстати, именно эти актёры — Юрский, Гомиашвили и Миронов — спорят за звание лучшего Бендера, а поклонники есть у каждой версии.
Сергей Крылов — «Мечты идиота», 1993

Фильм Василия Пичула (он также поставил «Маленькую Веру») по роману «Золотой телёнок» вышел не в самое удачное время — после развала СССР мало кому было дело до похождений подпольных миллионеров и страданий жуликоватого пройдохи. К тому же и выбор на роль Бендера певца и шоумена Сергея Крылова, который отличался от предыдущих Остапов более крупкой комплекцией, был очень спорным.
Николай Фоменко — «12 стульев», 2005

Новая попытка зайти на территорию классической сатиры была обычным новогодним шоу от режиссёра Максима Паперника, хотя и отличалась любопытным подбором актёров. Кису Воробьянинова, например, играл Илья Олейников, Елену Станиславовну — Людмила Гурченко, а мадам Грицацуеву — Нина Усатова. Но вряд ли можно назвать эту картину снятой на века.
Олег Меньшиков — «Золотой телёнок», 2006

После «Утомлённых солнцем», «Кавказского пленника», «Сибирского цирюльника» и «Статского советника» Меньшиков по праву считался ведущим российским актёром своего поколения, но к середине 2000-х ему было уже 45 лет, и для Бендера он оказался немного староватым — тот в романе утверждал, что ему 27. Правда, Гомиашвили тоже был совсем не молодым. В любом случае Меньшикову пришлось конкурировать с Юрским, что не так легко — да и другим актёрам тоже не пошло на пользу сравнение с актёрами из фильма Швейцера. В итоге этот сериал фурора не вызвал и ничего существенного к отечественной «бендериане» не добавил.