Юрский, Миронов или Гомиашвили. Кто был лучшим Остапом Бендером

Минимальное чтение

Два романа Ильи Ильфа о великом комбинаторе Остапе Бендере были опубликованы в 1928 и 1931 годах, но до кинематографа они добирались почти 40 лет — за это время они даже под запрет попадали, хотя позже любые ограничения были сняты. С конца 1960-х книги эти экранизировались не раз, Бендера играли самые разные актёры — и в СССР, и за рубежом, но единственным каноном стал внешний вид этого обаятельного жулика, который чтил Уголовный кодекс. Другое дело — его характер, который в каждом фильме показывался по-разному. И зрители до сих пор спорят, кто же был лучшим Бендером — точного ответа на этот вопрос нет, хотя в финальной тройке явно только советские актёры.

Сергей Юрский — «Золотой телёнок», 1968

Сергей Юрский. Фото: Кадр из фильма

Самый первый фильм про Бендера, который поставил Михаил Швейцер — режиссёр, до той поры ничего сатирического или юмористического не снимавший. На главную роль Швейцер взял актёра ленинградского БДТ Сергея Юрского, у которого с кино были сложные отношения — «Человек ниоткуда» Эльдара Рязанова, где он играл Чудака, попал под разгромную критику советских идеологов. Впрочем, Швейцер знал Юрского по совместной работе над картиной «Время, вперёд!», а незадолго до «Золотого телёнка» актёр исполнил главную «взрослую» роль в фильме «Республика ШКИД». Сам Юрский своего Бендера как-то особо не выделял, да и зрители хоть и считают его исполнение этой роли выдающимся, но другие Бендеры им нравятся больше.

Фрэнк Ланджелла — «12 стульев», 1970

Фрэнк Ланджелла.
Фрэнк Ланджелла. Фото: Кадр из фильма

Это американская комедия, которая оказалась не слишком удачной. Начинающий на тот момент режиссёр Мел Брукс, получивший различные призы за свою дебютный фильм «Продюсеры», решил замахнуться на советскую классику — и прогадал. Критики, правда, картину похвалили, но в прокате у неё была незавидная судьба. Для сыгравшего Бендера молодого актёра Фрэнк Ланджеллы эта роль прорывной не стала — в дальнейшем у него были более заметные работы вроде Дракулы в фильме ужасов 1979 года или Никсона в драме Рона Ховарда «Фрост против Никсона».

Арчил Гомиашвили — «12 стульев», 1971

Арчил Гомиашвили.
Арчил Гомиашвили. Фото: Кадр из фильма

Для Гомиашвили это была роль всей жизни — грузинский актёр давно играл Великого Комбинатора на театральной сцене в моноспектакле (поставленном для него Юрием Любимовым), так что приглашение в фильм Леонида Гайдая оказалось очень кстати. Уже много позже Гомиашвили стал предпринимателем и на заработанные деньги создал клуб «Золотой Остап». (

Андрей Миронов — «12 стульев», 1976

Андрей Миронов.
Андрей Миронов. Фото: Кадр из фильма

Миронов пробовался и к Гайдаю — тот вообще пересмотрел всех советских актёров подходящего возраста, — но не подошёл. А вот в телефильм Марка Захарова, где Бендер должен был быть музыкальным и пластичным, Миронов вписался идеально. И, кстати, именно эти актёры — Юрский, Гомиашвили и Миронов — спорят за звание лучшего Бендера, а поклонники есть у каждой версии.

Сергей Крылов — «Мечты идиота», 1993

Сергей Крылов.
Сергей Крылов. Фото: Кадр из фильма

Фильм Василия Пичула (он также поставил «Маленькую Веру») по роману «Золотой телёнок» вышел не в самое удачное время — после развала СССР мало кому было дело до похождений подпольных миллионеров и страданий жуликоватого пройдохи. К тому же и выбор на роль Бендера певца и шоумена Сергея Крылова, который отличался от предыдущих Остапов более крупкой комплекцией, был очень спорным.

Николай Фоменко — «12 стульев», 2005 

Николай Фоменко.
Николай Фоменко. Фото: Кадр из фильма

Новая попытка зайти на территорию классической сатиры была обычным новогодним шоу от режиссёра Максима Паперника, хотя и отличалась любопытным подбором актёров. Кису Воробьянинова, например, играл Илья Олейников, Елену Станиславовну — Людмила Гурченко, а мадам Грицацуеву — Нина Усатова. Но вряд ли можно назвать эту картину снятой на века.

Олег Меньшиков — «Золотой телёнок», 2006

Олег Меньшиков.
Олег Меньшиков. Фото: Кадр из фильма

После «Утомлённых солнцем», «Кавказского пленника», «Сибирского цирюльника» и «Статского советника» Меньшиков по праву считался ведущим российским актёром своего поколения, но к середине 2000-х ему было уже 45 лет, и для Бендера он оказался немного староватым — тот в романе утверждал, что ему 27. Правда, Гомиашвили тоже был совсем не молодым. В любом случае Меньшикову пришлось конкурировать с Юрским, что не так легко — да и другим актёрам тоже не пошло на пользу сравнение с актёрами из фильма Швейцера. В итоге этот сериал фурора не вызвал и ничего существенного к отечественной «бендериане» не добавил.
 

Поделитесь этой статьей
Комментариев нет