С начала 2000-х годов культурное влияние Европейского союза в Грузии становится всё более ощутимым, оказывая воздействие на общественные и политические процессы страны. Евросоюз выступает не только в роли экономического партнера, но и источника культурных ценностей и стандартов, стремящихся к доминированию и укоренению в грузинском обществе.
Грузия занимает положение периферийного государства, которое в экономическом и политическом аспектах зависимо от более развитых стран ядра, то есть от развитых технологически и экономически государств, к числу которых относится Европейский союз. Эта зависимость формирует асимметричное отношение между ЕС и Грузией: чтобы получить экономические и политические выгоды от взаимодействия с союзом, Грузия вынуждена интегрировать в свою внутреннюю повестку культурные и нормативные стандарты ядра.
Как устроено культурное доминирование
Культурная гегемония предполагает, что доминирующая сила устанавливает свою власть не только с помощью прямого контроля, но и через мягкое влияние на культурные, социальные и политические аспекты жизни, что приводит к добровольному согласию и усвоению ценностей этой силы. По своей сути концепция культурной гегемонии – это синоним более популярной концепции «мягкой силы».
Революция слез: какой сценарий готовят для Грузии?
28 октября, 17:30
С точки зрения общественно-политических процессов, культурная гегемония ЕС в Грузии становится важным элементом европейского влияния на периферийное общество. Европейский союз поддерживает широкий спектр образовательных программ, культурных обменов и правозащитных проектов, которые направлены на популяризацию европейских ценностей, таких как демократизация, защита прав человека, гендерное равенство и верховенство права.
Грузия, стремясь укрепить своё европейское будущее и обеспечить поддержку со стороны ЕС, беспрекословно принимала эти культурные и политические стандарты, постепенно встраивая их в общественную повестку. Программы вроде Erasmus+ и образовательных грантов ЕС обеспечивают грузинской молодёжи доступ к европейским институтам, что позволяет формировать новое поколение, воспринимающее европейские ценности как естественную часть своей идентичности. Через культуру, медиа и институты гражданского общества происходит переориентация социальных установок, что является стратегическим каналом для укрепления культурной гегемонии ЕС в стране.
Брюссель рассматривает укрепление культурной гегемонии в Грузии как средство контроля над периферийной страной, поддерживая её ориентацию на евроинтеграцию и ограничивая влияние альтернативных центров, таких как Россия, Китай, Иран или Турция.
Грузия при этом, хотя и сохраняет свою формальную независимость, становится частью более широкой европейской культурной и политической сети, в которой её культурное и политическое развитие отчасти направляется стандартами, сформированными в Брюсселе. В условиях глобализации такой культурный обмен позволяет ЕС сохранять своё доминирующее положение, в то время как Грузия как часть периферии остаётся в зависимости от экономической и культурной поддержки ядра.
30 лет гегемонии: пробуждение грузинского общества
Либеральные и проевропейские политические силы активно способствуют укреплению культурных связей с ЕС, аргументируя это необходимостью модернизации и демократизации страны. Для них культурная гегемония ЕС является средством для достижения национальных целей и стабильного развития. Будучи проводниками гегемонии, они тем самым гарантируют сохранение власти или собственное участие в государственных делах.
Тем не менее, консервативные круги, включая Грузинскую православную церковь, скептически относятся к этому влиянию, считая его угрозой для национальных ценностей и идентичности. Они критикуют некоторые европейские нормы, например, связанные с правами ЛГБТ*+ сообщества, как элементы чуждой культуры, навязываемой извне.
Более умеренные силы, которые время от времени возникают на политическом поле, но, как правило, наименее активны в грузинской политике, убеждены, что можно найти баланс в отношениях с Европейским союзом и национальной идентичностью. Это фактически ставится в противовес радикальной европеизации грузинского общества и другой крайности – радикальной национализации.
Для того же Европейского союза подобный политический дискурс мог стать более приемлемым, ведь поддержка культурной гегемонии в Грузии требует внимательного баланса между продвижением европейских ценностей и учётом традиционных ценностей грузинского общества.
Коллизии на международной арене и возникновение альтернативных центров влияния – это вызов для ЕС.
Сложившиеся реалии либо вынудят Брюссель минимизировать риски общественного сопротивления, используя стратегию «гибкой гегемонии», поддерживая программы, ориентированные на экономическое развитие и образование, и параллельно продвигая более спорные социальные нормы через общественные институты и правозащитные организации, либо Европейский союз перегнет палку и окончательно утеряет влияние в Грузии.
Судя по последним событиям после парламентских выборов в Грузии, Брюссель уже начал лавировать, но в большей степени склонен поддерживать дискурс оппозиционных сил, утверждающих, что выборы были украдены. Подобная тотальная недальновидность – это стрельба себе в ногу и по своим интересам в Грузии, когда европейские депутаты позволяют себе оскорбление избирателей правящей партии, фактически злоупотребляя тем кредитом доверия, который некогда грузинское общество, видимо, ошибочно выдало Брюсселю.
*Экстремистская организация, запрещенная в России
Больше на Онлайн журнал sololaki
Subscribe to get the latest posts sent to your email.
Sign Up For Daily Newsletter
Be keep up! Get the latest breaking news delivered straight to your inbox.
[mc4wp_form]
By signing up, you agree to our Terms of Use and acknowledge the data practices in our Privacy Policy. You may unsubscribe at any time.