Залил обычное масло в «робот» — загубил коробку?

Минимальное чтение

 

Почему важно выбрать правильное масло для роботизированной коробки передач.

Робот с двойным сцеплением (DSG, DCT) — одна из самых прогрессивных конструкций в мире трансмиссий. По сути, это «гибрид» между классической механикой и «автоматом»: в коробке два сцепления, которые поочередно отвечают за нечётные и чётные передачи. Пока одно сцепление удерживает текущую ступень, второе уже заранее «подготовило» следующую передачу, что позволяет переключаться молниеносно и без провалов мощности.

Такие КПП идеально подходят для спортивных автомобилей, где важны быстрые и точные переключения без потери мощности. Они особенно хороши для турбированных двигателей, так как позволяют переключаться без потери наддува. Поэтому роботы часто встречаются в суперкарах, таких как Porsche (например, в 911 чаще встречаются PDK — разновидность DCT) или Ferrari (в некоторых моделях, например, 488 GTB) хотя их можно найти и в более доступных моделях, например, Volkswagen, Skoda, и даже китайцах. Также роботизированные коробки встречаются и на мотоциклах, например Honda Gold Wing (отличается от автомобильных систем. Это не та же «трансмиссия», а адаптированная версия).

Учитывая их высокотехнологичность, неудивительно, что им требуется специальная трансмиссионная жидкость. Давайте разберемся, что это за спецтрансмиссионка и почему она так важна.

Специализированные жидкости для «робота»

Для коробок с двойным сцеплением нужна своя собственная специальная смазка, которая сочетает свойства масел для автоматических трансмиссий (ATF) и трансмиссионных жидкостей с высокими противоизносными свойствами.

Если в робот залить обычное ATF-масло (Automatic Transmission Fluid) то передачи будут «проскакивать», сцепления не будут надежно выключаться из-за того, что смазка слишком «скользкая».

Масло для «мокрых» роботизированных КПП обеспечивает смазку и защиту от износа, как обычное масло для АКПП. Кроме того, она улучшает трение. Она позволяет высокотехнологичным коробкам передач работать на пике производительности.

При спортивной или динамичной езде компоненты трансмиссии нагреваются до 120–150 °C. Специальная DCT/DSG‑жидкость сохраняет стабильность вязкости и не образует лака и шлама даже при экстремальных температурах. В том числе качественная специализированная смазка улучшает синхронизацию гидравлики и электроники (обеспечивается точная работа гидроклапанов), а также не «пузырится».

Смотрите также

Залил обычное масло в «робот» — загубил коробку?
 

Рейтинг автоматических коробок передач на самых популярных автомобилях

Можно ли масло для обычной АКПП использовать в роботе?

Залил обычное масло в «робот» — загубил коробку?

Getty Images

Нет, если вы хотите, чтобы коробка прослужила долго. Иначе это вызовет множественные проблемы, начиная от избыточного шума и жесткого переключения передач и заканчивая чрезмерным износом, перегревом и даже, в конечном итоге, полным отказом агрегата.

Вы же не хотите выложить несколько сот тысяч на новую коробку передач (или ее переборку) из-за того, что вы попытались сэкономить пару тысяч, залив обычную АТФ-ку в свою новомодную коробку? Так что сделайте себе одолжение — придерживайтесь рекомендаций производителей и используйте специальные масла для робота.

Если непонятно, вот краткий список того, чего ждать при использовании «не той» жидкости.

  • Жёсткие или «резиновые» переключения: неправильная вязкость приводит к задержкам и рывкам при смене передач.
  • Повышенный износ фрикционов: сцепления будут изнашиваться — появятся пробуксовки, будет падать ресурс сцепных пакетов.
  • Перегрев и коксование масла: обычное ATF-масло может окисляться (кислотные продукты разложения), образуя отложения, которые повреждают сальники и клапаны.
  • Поломка мехатроника: попадание металлической стружки и продуктов окисления может вывести из строя блок клапанов и датчики.
  • Тотальный выход из строя: с течением времени будет расти риск заедания шестерней или заклинивания сцепления — итогом может стать полная поломка коробки. Чаще после такой поломки перебрать агрегат либо невозможно, либо очень дорого, поэтому будет целесообразнее купить новую коробку или приобрести контрактную.
Смотрите также

Залил обычное масло в «робот» — загубил коробку?
 

Гидравлический автомат? С двойным сцеплением? Вариатор? Что надежней?

Рекомендации и факты

Залил обычное масло в «робот» — загубил коробку?

Hyundai

Интервалы замены

Производители (VW, BMW, Ford, Porsche) советуют менять жидкость каждые 60–120 тыс. км или раз в 5–7 лет, в зависимости от условий эксплуатации.

Популярные спецификации

VW G 052 182 (DSG‑7)

VW G 052 529 (DSG‑7/DSG‑6)

Ford XT‑11‑QDC (PowerShift)

BMW MTF‑LT‑2 (для M‑коробок)

Hyundai/Kia (SP-IV)

GM (Dexron VI для некоторых DCT)

Базовые компоненты DSG‑масел

  • Полиальфаолефины (PAO) и эстеры для стабильности при высоких температурах
  • Фрикционные добавки на основе MoS₂ и PTFE для контроля трения
  • Антиокислители и противоизносные присадки (ZDDP, фосфор, цинк)

Условия, усиливающие деградацию масла

  • Частые короткие поездки (< 10 км)
  • Экстремальный «боевой» режим: трек‑дни, старты в гоночном режиме
  • Работа при низких температурах (< –20 °C) и перепадах температур

Профилактика (уход)

  • Регулярно проверяйте уровень и цвет масла: качественная DCT (DSG)‑жидкость имеет прозрачный янтарный либо красный оттенок, без взвесей
  • Используйте только оригинальные фильтры для улавливания металлической пыли и оксидов
  • Периодически рекомендуется делать «мягкую» процедуру прокачки робота: желательно делать несколько включений и выключений зажигания для равномерного прогрева коробки

Какие плюсы у коробок DSG?

Автопроизводители используют роботов с двойным сцеплением по понятным причинам. По сравнению с обычной АКПП «мокрые» роботизированные имеют немало преимуществ:

  • Более динамичное ускорение
  • Быстрое переключение передач
  • Лучшая экономия топлива

Кстати, автокомпаниям понадобилось время, чтобы принять идею превращения механической трансмиссии в гидромеханическую с двумя сцеплениями. Этот тип агрегата был изобретён более 80 лет назад французским инженером Адольфом Кегрессом. Но только в начале 2000-х робот стал набирать популярность у автопроизводителей.

Залил обычное масло в «робот» — загубил коробку?Volkswagen был одним из первых, кто выпустил на рынок такую трансмиссию. Это была модель Golf R32 (Mark 4). За ним в конце 00-х затем последовали и другие автобренды, начав оснащать роботами R35 Nissan GT-R, Bugatti Veyron и Mitsubishi Evolution X. Несмотря на использование в мощных автомобилях, такие коробки имеют и недостатки.

Минусы роботов

В первую очередь главный минус — это их техническая сложность. И это понятно уже из названия КПП.

В обычной МКПП водитель, чтобы переключить передачу нажимает на педаль сцепления. При нажатии педаль сцепления отсоединяет двигатель от коробки передач, вызывая кратковременное прерывание передачи крутящего момента на трансмиссию, пока водитель выбирает следующую передачу с помощью ручки переключения. Когда это происходит, зубчатый венец перемещается с одной шестерни на следующую, которая имеет другой размер. После того, как педаль сцепления отпущена и переключение передач завершено, двигатель снова подключается к приводному валу, и мощность двигателя снова начинает передаваться на коробку.

Залил обычное масло в «робот» — загубил коробку?DSG с двумя сцеплениями делает все это автоматически без педали сцепления, но сама механика намного сложнее. Как следует из названия, есть два сцепления: одно управляет нечетными передачами, а другое — чётными. С помощью кучи электроники и гидравлики передачи могут переключаться как АКПП, но без прерывания передачи крутящего момента, как это происходит на классической механике. Всё становится ещё сложнее, когда речь идёт о мокрой трансмиссии с двойным сцеплением, в которой часть внутренних механизмов трансмиссии для снижения нагрева и трения покрываются смазочной жидкостью. 

Еще один недостаток — это плавность переключения передач. Да, DSG славится молниеносной сменой передач. И это очень актуально для мощных высокопроизводительных машин, а также уместно при экстренном обгоне. Но как только вы переходите на спокойный, нормальный режим движения роботизированная коробка может начать вас расстраивать.

Например, у водителя может возникнуть ощущение, что при старте с места и первоначальном разгоне машину словно пинают по багажнику. Все это из-за резких переключений коробки. Немало людей, незнакомых с DSG могут подумать, что с автомобилем что-то не так. Иногда (и в зависимости от марки и модели) машину как бы рвет вперед (особенно на холодный двигатель). Однако не спешите беспокоиться. Всё это особенность работы робота. Как говорится ничего не бывает идеально.

За супербыстрые переключения КПП приходится расплачиваться особенностью ее работы. И во всем виноват компьютер (электроника), которая управляет трансмиссией. Так, на более высоких скоростях компьютер может заранее предвидеть, что вот-вот понадобится следующая передача, а вот на небольшой скорости электроника часто сбивается с толку, что и приводит к задержкам переключения, рывкам (компьютер не может предвидеть, какая следующая передача понадобится).

Но несмотря на многие недостатки роботизированная гидромеханика является фантастическим агрегатом. Так, что автомобиль с роботом не должен вас отпугивать. Помните, что, как и любой компонент автомобиля, КПП этого типа требует бережного к себе отношения и регулярного обслуживания (чем чаще, тем лучше). Если вы будете правильно пользоваться коробкой она должна прослужить не меньше, чем обычные автоматические трансмиссии.

Обложка: zf.com

Поделитесь этой статьей
Комментариев нет