Электросамокаты для одних стали любимым средством передвижения, полезным и на работе, и на отдыхе. Для других же они превратились в сущий кошмар, из-за которого уже не пройтись расслабленно по тротуару или набережной. Опрошенные aif.ru эксперты объяснили, могут ли пешеходы и самокатчики мирно уживаться в одном городе, и как этого можно достичь.
Еще лет 10 назад электросамокаты были в диковинку и рассматривались как блажь отдельных индивидуумов. Но с появлением прокатных сервисов эта напасть стала стремительно захватывать российские города и села. В 2020 году парк кикшеринговых электросамокатов едва превышал 30 тыс. штук, на них было совершено 8 млн поездок, а в 2024 году показатели подскочили до 413 тыс. штук и 271,8 млн поездок!
Двухколесный террор
Шустрые самокаты заполонили тротуары, и, как следствие, тут же поползла вверх кривая аварийности. Если в 2020 году произошло 410 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), причем семь из них закончились летальным исходом, то в 2024 году зафиксировано уже 4 тыс. аварий и полсотни смертей.
Теперь невозможно спокойно пройтись по тротуару, расслабленно глазея по сторонам — необходимо все время контролировать обстановку, чтобы вовремя заметить очередного самокатчика, рассекающего в потоке пешеходов. Недовольство в обществе назревает, как следствие, посыпались ограничения. Первым российским городом, полностью запретившим передвижение на СИМ, стал Благовещенск, почин подхватили в Елабуге и на Ставрополье. И очевидно, что этот список открыт — 82% россиян поддержали такое решение, следует из опроса, проведенного Новости Mail. И такое отношение полностью вписывается в мировые тренды.
«Во многих зарубежных городах доминирует точка зрения, что электросамокаты относятся к сфере спорта, развлечения, отдыха, но ни в коем случае не к транспорту, — говорит профессор высшей школы экономики Михаил Блинкин. — Поэтому использовать их можно в парках, на стадионах, специально оборудованных местах, но не на тротуарах и дорогах. Запреты на СИМы ввели уже во многих населенных пунктах северной, западной Европы, и это понимание постепенно появляется и у руководства российских городов».
Запреты — не выход
С другой стороны, изгонять самокатчиков бессмысленно, это уже стало отдельной городской субкультурой, большой спрос на двухколесные машины преодолеет любые запреты.
«Интеграция самокатов в систему городского транспорта позволяет решать задачу повышения мобильности, — подчеркнул завкафедрой предпринимательства и логистики, директор Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Плеханова Дмитрий Завьялов. — Самокаты перестали быть просто развлечением. Основные поездки совпадают с утренними и вечерними часами пик, что говорит о том, что СИМ являются полноценными участниками городской транспортной системы. Причем они экологически чистые и доступны широким слоям населения, даже тем, кто в силу физического здоровья не может пользоваться велосипедами».
Вот только непонятно, как в переполненный автомобилями, пешеходами и велосипедистами город втиснуть еще и самокатчиков. Идеальным вариантом было бы развести эти потоки, для чего построить отдельные дорожки для передвижения на СИМ. Но на практике это реализовать трудно.

«Даже у самого богатого города не хватит средств для создания отдельной инфраструктуры еще и для самокатов, — уверен Блинкин. — Кроме того, в плотной городской застройке для этого банально нет места».
Сложная организация даже небольших городов, не говоря уж о миллионных мегаполисах, оказалась не готова к наплыву модных электросамокатов. Даже в правилах дорожного движения СИМы появились лишь 1 марта 2023 года, а на создание условий для безопасного передвижения самокатчиков требуется значительно больше времени. Тем более, что пока неясно, какими эти условия должны быть, но очевидно, что имеющаяся инфраструктура не годится.
«На проезжую часть выпускать электросамокаты невозможно, — не сомневается Блинкин. — Там они будут помехой для машин, это опасно в первую очередь для самих самокатчиков. Пустить этот поток на тротуары тоже нельзя, они передвигаются значительно быстрее пешеходов. Если человек весом 80-90 кг на скорости 15 км/ч врежется в подростка или пенсионера, то для последних это может окончиться летальным исходом. Ничего хорошего не будет, если выпустить самокаты на велодорожки — во-первых, их не так много у нас, а во-вторых, динамика передвижения электросамоката и велосипеда абсолютно разные, столкновений и травм избежать не удастся».
Международный опыт
Возможно, чтобы примирить любителей СИМ с пешеходами, придется разбить наши населенные пункты на зоны с разрешенным и запрещенным использованием электросамокатов. В мире, так же, как и в России, еще нет четкого понимания, как сосуществовать с самокатчиками. Но постепенно, методом проб и ошибок, нащупывается идея зонирования.
«Отношение к СИМ в разных странах разное, — указал Завьялов. — В Мадриде и Сан-Франциско электросамокаты уже запрещены, в Париже запрет вступает в силу в конце августа. В то же время в Мельбурне и Барселоне они разрешены, но на них нельзя перемещаться по историческому центру. А в Лондоне, Сингапуре и Копенгагене самокатчикам запретили использовать тротуары. Наиболее логичный вариант регулирования — это ограничение зоны движения и скорости СИМ. Например, можно вводить запреты на использование самокатов на пешеходных улицах, ограничивать скорость в зонах с высоким пешеходным трафиком, развивать сети велодорожек, которыми могли бы пользоваться и владельцы СИМ».

Похожий опыт есть уже и в России, по пути зонирования пошли в Тюмени — там двухколесные машины попали под полный запрет в крупнейших парках и скверах, а на популярных у горожан пешеходных улицах и набережных движение разрешено, но скорость двухколесных машин не должна превышать 5 км/ч. Возле всех торговых центров, остановок общественного транспорта можно ехать не быстрее 10 км/ч, а в остальных зонах установлен скоростной лимит в 15 км/ч. В результате в Тюмени происшествий с участием СИМов за год стало меньше на 40%. Может быть, именно подобное регулирование и вернет былую безопасность на тротуары.
«Только зонирование сделает передвижение самокатчиков безопасным для окружающих и самих себя, — подчеркнул Блинкин. — Их передвижение должно быть ограничено специально оборудованными местами. Все остальное — это обман».
Ранее aif.ru рассказывал, какие наиболее типичные травмы бывают у самокатчиков, и как оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.