«Жаворонок» против «Т-34». Легенде о сбежавшем танке исполнилось 60 лет

Минимальное чтение

1 мая 1965 года в прокат СССР вышел фильм «Жаворонок» — военная драма о событиях 1942 года, когда советские танкисты сбежали с немецкого полигона на захваченном танке Т-34.

Советская кинолетопись Великой Отечественной войны обширна и многогранна. В ней есть и масштабные эпопеи вроде «Освобождения» Юрия Озерова, есть и камерные драмы об отдельных эпизодах того трагического времени. Многие военные драмы, снятые кинематографистами СССР, вошли в золотой фонд советского кино. Среди них — лента 1965 года «Жаворонок», по мотивам которой уже в наше время сняли военный боевик «Т-34» с Александром Петровым.

О чём рассказал «Жаворонок»

Лето 1942 года, глубокий немецкий тыл и танковый полигон, на котором отрабатывается противодействие советским танкам Т-34. Экипажи танков составляют из заключенных концлагеря для военнопленных, и выживают в этих тренировках единицы. Один из танкистов по имени Иван (Вячеслав Гуренков) показывает высокий уровень, и немцы его «щадят» — но лишь затем, чтобы включить в следующую партию смертников. Иван решает захватить танк — и сбежать. Он набирает экипаж — двух русских и одного француза, таких же обреченных, как и он сам (их играют Геннадий Юхтин, Валерий Погорельцев и Валентинс Скулме), а на полигоне они с помощью хитрой уловки обманывают немцев и отправляются в недолгую одиссею по немецким городам, внушая надежду захваченным остарбайтерам и страх немецким бюргерам.

Вячеслав Гуренков в роли советского офицера-танкиста в художественном фильме «Жаворонок». Фото: РИА Новости

Финал картины — вовсе не победный, хотя она и вышла в советский прокат накануне 20-летия Победы — 1 мая 1965 года. Все герои гибнут, причем Ивана убивают в тот момент, когда он достает из-под гусениц танка немецкого ребенка. Фильм показали в основном конкурсе Каннского кинофестиваля — правда, оставив без призов. Видимо, жюри под председательством американской актрисы Оливии де Хэвилленд показалась ближе британская комедия «Сноровка… и как её приобрести» Ричарда Лестера. Но в СССР картину посмотрели 27,4 млн зрителей — для них эта история была понятной, поскольку воспоминания о войне тогда были совсем свежими.

жаворонок, актёры, Бруно Оя
Действие фильма происходит в глубоком тылу нацистской Германии 22 июня 1942 года. Фото: РИА Новости

На чём основан «Жаворонок»

В титрах создатели картины указывают, что она снята по мотивам реальной истории. И действительно — воевавшие на фронтах войны поэты Михаил Дудин и Сергей Орлов писали сценарий «Жаворонка» на основе газетной заметки, опубликованной в «Правде» в сентябре 1963 года. Заметка в «Правде», в свою очередь, отсылала к статье в газете «Гвардеец», которая выпускалась в 39-й гвардейской мотострелковой дивизии, что входила в состав Группы советских войск в Германии. Вот только никаких подробностей ни там, ни там не приводилось, за исключением пары ярких эпизодов — участия в испытаниях Гудериана и той самой сцены, в которой советский танкист спас немецкого мальчика. Ни имен, ни документальных подтверждений — ничего. И последующие исследователи так и не смогли подтвердить правдивость этой легенды.

Поэты Михаил Дудин, Сергей Орлов.
Поэты Михаил Дудин, Сергей Орлов. Фото: Коллаж АиФ

Но дело в том, что подобные случаи во время войны были. На Куммерсдорфском полигоне в 30 км к югу от Берлина советские войска обнаружили много техники с останками убитых людей внутри, а среди местных жителей ходили легенды о «сбежавшей тридцатьчетверке». Был случай, когда один из танкистов сумел перебраться через линию фронта, но умер от истощения, уже оказавшись среди своих. Рассказывали о танкистах, захвативших в 1944-м «Тигр», который ремонтировался в Риге, — сейчас известны и имена отважных героев. Но «Жаворонок» стал экранизацией легенды — и отражением всех подобных случаев, были они или нет. Он и сам стал чем-то вроде легенды.

Актер Валерий Погорельцев в фильме Никиты Курехина
Актер Валерий Погорельцев в фильме Никиты Курехина «Жаворонок». Фото: РИА Новости

«Т-34» против «Жаворонка»

Перед выходом фильма Орлов и Дудин рассказывали в интервью, что старались извлечь из этой легенды поэтический смысл. «Наши герои совершают подвиг, пройдя через ад нечеловеческих испытаний, которые не смогли их сломить… Мы писали сценарий не о войне. До тех пор, пока будет живо человечество, ему будет необходимо мужество», — говорили они.

Но спустя много лет, в 2019-м, когда режиссер Алексей Сидоров задумал свой фильм «Т-34», «поэтический» подход давно ушел в прошлое. И поэтому новая экранизация той легенды сменила жанр. Исполнитель главной роли в «Т-34», актер Александр Петров рассказывал aif.ru, что Сидоров не хотел снимать «тягучий артхаус», его замысел был — сделать зрелищное кино с использованием современных технологий. «Если уж снимать про танки, то нужно делать это с большим размахом», — говорил Петров.

Так и получилось — «Т-34» — это очень зрелищный военный боевик с большим количеством спецэффектов, которые погружают зрителя в атмосферу танка, прорывающегося к своим по занятой врагом территории. Его можно критиковать, им можно восхищаться — после премьеры, которая состоялась в конце декабря 2018-го, мнения полярно разделились, но зрелищность явно сыграла в пользу «Т-34». Фильм собрал в прокате 2,27 млрд рублей и многократно окупился. Но времени пока прошло слишком мало, чтобы уверенно сказать, что эта же зрелищность помогла картине встать на уровень «Жаворонка» и также пережить десятилетия.

Поделитесь этой статьей
Комментариев нет