Эпоху квадов не вернуть, значит, нужно брать другим.
Программу контрольных прокатов сборной сезона 2024/25 открыло женское одиночное катание, что, на самом деле, довольно необычное решение — в прошлом фигуристок часто оставляли на десерт. Как принято считать, за последнее десятилетие именно этот вид заставил мир полюбить нашу фигурку и признать ее мощь. Если раньше российская женская одиночка ассоциировалась с победами и рекордами, а каждое поколение взращивало уникумов, то сейчас дела с этим обстоят неважно. Неубедительные прокаты в выходные — доказательство тому, что своего рода застой настиг и нас.
Юлия Липницкая, Елизавета Туктамышева, Евгения Медведева, Алина Загитова, Александра Игнатова (Трусова), Анна Щербакова, Алена Косторная, Камила Валиева — уже легендарные имена-маркеры культовых вех в фигурном катании. Каждая из них укоренила убеждение, что дальше еще больше и по-другому быть не может. Но как сказал однажды футболист Андрей Аршавин: «Ваши ожидания — ваши проблемы». Мы натыкаемся на это в женской одиночке: предыдущие поколения баловали россыпью ультра-си, и смотреть на, так скажем, однотипные прокаты без ультра-си и каких-то новшеств — скучно. Если на контрольных прокатах три года назад Игнатова (Трусова) выдавала пять квадов в одной программе, то сейчас на все 18 программ за два дня приходится один приземленный ультра-си — триксель от Аделии Петросян, и то недокрученный как минимум в четверть. И, кажется, это не просто неудачное стечение обстоятельств…
При этом до сезона 2019/20 фигуристок с продвинутым техническим набором можно было пересчитать на пальцах. Восприятие женской одиночки перевернули как раз Игнатова (Трусова), Щербакова и Косторная. Когда они перешли во взрослые с поражающими сознание многооборотными прыжками, обозначилась новая реальность. Хотя облик сборной в целом так и не изменился и ультра-си как были диковинкой, так ею и остались, уникальные элементы начали приносить победы, так что их попытки участились. ТЩК, а затем ТЩВ стали, скорее, исключением из правила, но, что логично, завысили требования к последующим поколениям одиночниц.
А потом ISU повысил возрастной ценз, и в этом одна из ключевых причин, почему сегодня женское одиночное катание теряет динамику и накал. В олимпийском сезоне 2021/22 Валиевой было всего 15: она штамповала квады и триксели, установила несколько мировых рекордов подряд. Но, допустим, тогда действовали бы правила ISU образца 2024-го. Получается, она отсрочила бы главный старт четырехлетия еще на 4 года, а удерживать оптимальную для ультра-си форму на протяжении нескольких лет — задача практически непосильная. Как показывает опыт, в среднем одиночницы выходят на пик в 15–16 лет. Параллельно с этим усиливается и противоположная тенденция — омоложение одиночных видов. Отныне изучение ультра-си встраивается в тренировочный процесс чуть ли не с детских лет. В таких реалиях на пик можно выйти вообще уже к 12–13 годам — примером этого являются Маргарита Базылюк и Елена Костылева.
Возвращаемся непосредственно к контрольным прокатам в «Юбилейном». Средний возраст приглашенных к участию фигуристок — 18 лет. По фигурнокатательным меркам это слишком поздно, чтобы освоить с нуля прыжок повышенной сложности. Игнатова (Трусова) приземляла квад-лутц на тренировках и недавно, то есть уже в 20 лет, но это оттого, что он у нее регулярно получался и в более юном возрасте.
Еще одна причина, почему складывается ощущение, что уровень женской одиночки в 2024-м резко упал в сравнении даже с 2023-м — это то, что сборная за это время понесла немалые потери. Вероника Жилина (исполняла четверные тулуп, сальхов и лутц, триксель) и Анастасия Зинина (четверной тулуп и триксель) вообще пропускают этот сезон, не говоря об ультра-си. Софья Акатьева (четверные тулуп и сальхов, триксель) наконец возобновляет соревновательную деятельность спустя год после стрессового перелома, но пока не форсирует восстановление ультра-си. Алина Горбачева (четверной сальхов) получила травму в межсезонье и лишь недавно вернулась к полноценным тренировкам.
И кто же тогда остается в сборной? Ксения Синицына, Анна Фролова и Вероника Яметова ни разу в карьере на многооборотные прыжки не заходили. Софья Муравьева ошибается даже на тройных элементах — при такой форме о некогда коронном трикселе речь не идет. Дарья Садкова исполняет квад-тулуп, но слишком нестабильна. Аделия Петросян, как и в прошлые сезоны, делает ставку на сложность, но привычный набор из четверных флипа и тулупа еще не выкатывает, а вот программа в таком случае теряется.
Мы добрались до верхушки айсберга: облегчение контента и снижение числа попыток ультра-си — лишь один из факторов, влияющих на восприятие женской одиночки. Главное — это снижение качества катания в принципе. В первый день прокатов фигуристки установили антирекорд — ни одного чистого проката. Ошибались в основном на каскадах. Казалось, что они и не пытались особенно бороться на приземлениях и заранее отпустили себя в отрицательном смысле слова, хотя для целостного представления о программе чистый прокат в начале сезона был необходим.
То ли из-за падений, то ли из-за недоработок в самих задумках, то ли из-за отсутствия истинной вдохновенности в самих фигуристках постановки пока не заблистали. Много зажатости, мало свободы было в движениях у большинства. В этом плане следует брать мастер-классы по раскованности и получению удовольствия на льду у Марка Кондратюка, который в выходные просто зажег и при этом показал убедительное, технически насыщенное катание. Пока у каждой из фигуристок сборной вне зависимости от готовности ультра-си, которые сегодня смещаются немного на задний план, не появится должного огня в глазах, говорить о возрождении женской одиночки в России не придется.
На фоне остальных качественно и утонченно выглядят программы Акатьевой — они были поставлены еще в прошлом межсезонье, так что тут накатывание одного материала на протяжении почти года с переменным успехом пошло на руку. Да и вообще, заметно, как обычно сдержанная Соня соскучилась по выступлениям перед зрителями на почти соревновательном льду. Это тот случай, когда лично мне эмоциональной вовлеченности хватило с лихвой. Приятное послевкусие также оставили прокаты Анны Фроловой. Заметно, как она кайфует от выбранных образов, погружена в интерпретацию, и пусть ее форму нельзя назвать звенящей, потенциал у этих постановок в сезоне есть.
Прокаты женской сборной в «Юбилейном» оставили какой-то неприятный осадок: некогда передовой вид теряет свои позиции — не только в технической сложности, но и в охватах среди болельщиков. Даже участие легендарной Игнатовой (Трусовой) кардинально ситуацию не спасло. Очевидно, что для Саши все это был эксперимент — преодолеть себя, рискнуть, почувствовать адреналин. Вряд ли в такой откровенно слабой форме она выйдет в сезон, ведь смысла выступать на внутренних соревнованиях, если не ради медалей, столь титулованной спортсменке точно нет.
Хоронить женскую одиночку после неудачных прокатов в выходные, конечно, не хочется, тем более до этапов Гран-при еще больше месяца, а это довольно придичный срок, за который можно попробовать успеть привести в порядок программы и форму. Теперь все — в руках спортсменок.
Больше на Онлайн журнал sololaki
Subscribe to get the latest posts sent to your email.