sololaki / Футбол. Результатом спортивных занятий теперь всё чаще считают не только медали и кубки, но качества, которые формируются у человека в процессе. На летней конференции Российского футбольного союза её президент Александр Дюков, например, отметил, что футбол — мощный инструмент воспитания ответственности и лидерских качеств у молодёжи. А футболист Артём Дзюба недавно заявил, что спорт помогает расти не только физически, но и ментально. Однако происходит это не само по себе, и как добиться такого результата – один из важных вопросов современного спорта.
Тренер Арман Саргсян задумался об этом задолго до того, как тема развития личности через спорт стала частью риторики на профессиональном и государственном уровне. Найденные решения сегодня он популяризирует как скаут и основатель программы Future Stars Development Project, объединяющей спорт, психологию и образование, и как автор книги для тренеров «За пределами поля: воспитание чемпионов в жизни и футболе».
Мы поговорили с экспертом о том, почему современный спорт всё чаще требует ментальной подготовки, при чём тут родители и какие качества нужны спортсмену, чтобы стать лидером и в спорте, и в жизни.
— Арман, вы сами прошли путь от игрока до исследователя и консультанта, занимались отбором игроков для национальных сборных. Почему, на ваш взгляд, в футболе до сих пор на первом месте остаются физические показатели, и что при этом теряют академии, когда недооценивают работу с мышлением и личностными качествами игроков?
— Физическая база — это фундамент, без неё в спорте никуда. Но побеждает не тот, кто быстрее бегает или сильнее бьёт, а кто умеет сохранять спокойствие под давлением, имеет отличные навыки с мячом и пониманием игры. Я видел много ребят, которые были отлично подготовлены физически, но терялись, когда сталкивались со стрессом или испытывали проблемы с техникой. Были и те, кто уступал по силе, но выигрывал за счёт характера и умения мыслить. Умение справляться с эмоциями и оставаться собранным отличает будущего лидера и эти качества важны не только в спортивной карьере. Человек, который умеет управлять своим состоянием, уверен в себе и знает, как действовать в сложной ситуации, будет успешен где угодно.
— Вы четырежды становились чемпионом Армении в юношеских турнирах и обладаете бронзой, но и поражений наверняка было немало. Насколько ваш личный опыт помог вам понять значимость ментальной устойчивости и умения работать с эмоциями?
— Без поражений в спорте не бывает. Помню турнир, где мы выбыли в полуфинале. Тогда казалось, что всё рухнуло. Несколько дней не хотел тренироваться, но со временем понял: именно умение подниматься после неудач определяет, насколько ты готов к настоящей борьбе. Позже, уже как наставник, я часто вспоминал этот опыт и видел, что у многих ребят та же проблема — неумение справляться с эмоциями. Тогда я впервые осознал, что психологическая устойчивость — такая же часть подготовки, как техника или физика.
— Сейчас вы известны как автор методики «Тренировка разума» и книги «За пределами поля: воспитание чемпионов в жизни и футболе», которые помогают спортсменам в Армении , России, в Европе и США развивать концентрацию и устойчивость к стрессу и дисциплине. В чём суть вашей системы и как она помогает воспитывать у игроков лидерское мышление?
— Основная идея — научить спортсмена не просто выполнять указания, а осознанно принимать решения и брать ответственность за них. Через упражнения на внимание, реакцию и управление эмоциями игрок учится понимать своё состояние и контролировать его. Мы разбираем, как вести себя в ситуации давления, как поддерживать партнёров, как возвращаться в игру после ошибок. Лидерское мышление в целом формируется, когда человек учится не реагировать автоматически, а действовать осознанно и помогать команде. Постепенно у ребят появляется уверенность, способность управлять собой и влиять на окружающих. Поэтому я называю эту систему не просто тренировкой, а инструментом воспитания зрелости и ответственности — качеств, которые пригодятся им в жизни.
— По вашим наблюдениям, есть ли разница в том, как идею ментальной подготовки воспринимают родители и тренеры в Европе, США и на постсоветском пространстве?
— Отличия есть. Например, в Европе и США тренеры уже привыкли к тому, что психологическая подготовка — это часть общей программы. Там никого не удивляет, если на тренировке, помимо работы с мячом, выполняются упражнения на концентрацию внимания или дыхание. В постсоветских странах этот подход только начинает развиваться, но положительные сдвиги уже заметны. При этом тренеры обычно спокойнее реагируют на ошибки детей — они не давят и не повышают голос, потому что понимают: ошибка — часть обучения. А в постсоветском пространстве до сих пор встречается излишне строгий, иногда даже пугающий стиль взаимодействия. Когда ребёнок боится ошибиться, чтобы не услышать крик тренера, он зажимается и перестаёт играть свободно, как бы талантлив он ни был. Похожая ситуация и с родителями: многие ждут от ребёнка слишком многого, забывая, что он всё ещё в процессе развития.
— Вы нашли способ развивать мышление спортсменов прямо во время игры и подробно описали его в научно-практической статье «Developing Decision-Making in Youth Soccer: Cognitive Load, Small-Sided Games, and Player Autonomy». Почему, по-вашему, способность анализировать и быстро принимать решения сегодня не менее важна, чем техника или сила?
— Потому что футбол — это не только физическая, но и когнитивная игра. На поле постоянно меняется ситуация, и выигрывает тот, кто быстрее оценивает варианты и принимает верное решение. Техника может помочь исполнить задуманное, но сначала нужно понять, какие шаги нужно предпринять. Мы проводили тренировки в формате ограниченных по времени и пространству игр, где игрокам приходилось думать быстрее и действовать под давлением. Такие упражнения развивают не только реакцию, но и уверенность. Человек начинает доверять себе, брать инициативу, не боится ошибиться. Так, лидер не ждёт указаний, а берёт ответственность на себя и ведёт за собой других.
— Вы разработали концепцию, которая, в отличие от традиционной системы «тренер — ученик», на равных включает в процесс и родителей. Почему считаете это важным, какую роль отводите семье в воспитании чемпионов и лидеров?
— Родители сильно влияют на эмоциональное состояние ребёнка, даже если не участвуют в тренировках напрямую. Я часто видел, как из желания помочь они начинают давить или сравнивать, в итоге ребёнок теряет уверенность, боится ошибиться. Когда же родители вовлечены в процесс осознанно, появляется поддержка и стабильность, а значит — пространство для развития. Именно поэтому концепция треугольника «тренер – родитель – игрок» объединяет всех участников в одну систему, которая предполагает, что каждый понимает свою роль и видит общую цель в интересе вырастить в ребёнке личность.
— Из этой идеи, насколько понимаю, вырос ваш зарубежный проект Future Stars Development Project, объединяющий спорт, образование и личностное развитие. Как устроена программа?
— Да, логика проекта как раз такая. Это полноценная годовая программа, где всё объединено: тренировки на поле, образовательные модули и работа с психологией. Всего двенадцать модулей на разные темы. Например, после тренировки ребята обсуждают, какие решения они принимали на поле, как реагировали на стресс или на ошибки. Есть упражнения на фокус, командное взаимодействие, и даже задания по самоанализу. При этом часть занятия проходит офлайн и онлайн.
— Тренеры в США отмечают рост уверенности и командной сплочённости у участников программы. А что для вас важнее — спортивные результаты или внутренние изменения подростков?
По итогам пилотного внедрения уверенность и командное взаимодействие выросли у 90% участников. Но для меня важнее то, что стоит за цифрами — внутренние изменения. Когда подросток учится сохранять фокус под давлением, брать ответственность и понимать свои эмоции, он взрослеет не только как спортсмен, но и как человек. Эти навыки работают и на поле, и в жизни: в игре — когда нужно быстро собраться после ошибки и поддержать партнёра, в жизни — когда важно сохранить самообладание, услышать другого и принять решение без страха. Именно ради этого я создавал проект: чтобы спорт стал средой, где формируются не только игроки, но и зрелые, устойчивые личности.
— Недавно вышла ваша книга, адресованная тренерам и семьям спортсменов. Какую главную мысль вы хотели донести до читателей, и кому ещё она могла бы пригодиться?
— Эта книга будет полезна всем: и тренерам, которые хотят лучше понимать подростков, и родителям, которым важно поддерживать ребёнка без лишнего давления, и тем, кто вообще далёк от спорта — потому что речь в ней о том, как справляться с напряжением и сохранять ясность, когда на тебя смотрят и чего-то ждут. В спорте это финал турнира, в жизни — защита проекта, важная встреча или дедлайн. Механизмы одинаковые: страх, ответственность, желание показать себя. Мне хотелось показать, что с этим можно научиться работать — спокойно, без паники и самокритики. Тогда и спорт, и жизнь становятся чуть проще.
— Какие у вас планы на будущее? В каком направлении вы хотите развивать проект и себя как специалиста?
Сейчас я занимаюсь запуском онлайн-платформы Future Stars. Хочу, чтобы доступ к ментальной подготовке получили не только академии, но и отдельные тренеры, родители и сами игроки. Это система коротких видеоуроков и интерактивных заданий, которые можно проходить онлайн. Кроме того, я планирую проводить интерактивное обучение. Мне бы хотелось, чтобы платформа стала международным сообществом людей, которые верят в развитие через спорт — не только физическое, но и личностное. Думаю, именно за этим направление и будущее спорта.

Маpия Шенбеpгер, sololaki